© Семён Расторгуев | архитектурная рецензия на здание Ярославского ТЮЗа |
||||
| 2003 | Целостный
образ театра в сознании горожан зачастую ассоциируется не только и не столько
с конкретным театральным коллективом и с результатами его творчества, сколько
со зданием, в котором этому коллективу довелось творить. В динамическом
море зыбких, сменяющих друг друга образов спектаклей образ
здания театра – зримая константа. Театр начинается не с вешалки. Он начинается значительно раньше. С того визуального впечатления,
которое здание театра производит на тех, кто мимо него каждый день проходит
или проезжает. Здание коварно творит миф театра. Согласуясь с творческими устремлениями своих обитателей или действуя вразрез с ними. А иногда здание может своенравно заявить о своей автономной от творческих перипетий театра жизни и для части горожан раз и навсегда отождествиться с гастролями заезжих шоу-див и пр. и пр. Для этих людей театр, как творческий коллектив, потерявший свою зримую константу, возможно, умрет навсегда. Истлеет вместе с обрывками школьных театральных впечатлений… Во многом та или иная развязка подобного сюжета зависит от пропорции, в которой театр, с одной стороны, и его арендаторы, с другой, выносят информацию о своем творчестве или о мероприятиях иного толка на фасад здания и далее на улицы в виде афиш, плакатов, так называемых, «растяжек» и т.п. Меркантильная современность, чьи правила игры определяются бизнес-алгоритмами, не верит словам о высоком искусстве и о нехватке у него денег… Однако, мы отвлеклись. |
||||
|
|||||
Техногенные
внутренние простраства ТЮЗа: |
Архитекторы
говорят, что их искусство сродни театральному. Проект здания реализуется
в то, что на очень долгое время станет несменной декорацией чьей-нибудь
жизни. Быть может, незаметно для самого человека определит её коллизии.
Архитекторы ставят те спектакли, билеты на которые никто не покупает и зрителями
коих оказываются поневоле. И чем больше здание, и чем ближе оно находится
к центру города, и чем большую общественную функцию оно выполняет, тем большее
количество жизней втянуто в орбиту его каждодневного молчаливого влияния. Здание Ярославского ТЮЗа занимает по своим масштабам целый квартал (!). Более того, оно создает новый тип градостроительного пространства, претендуя на право современного центра города (!). Это одно из редких крупных зданий в его центральной части, реализующее такие принципы современной архитектуры, как: многофункциональность, открытость и масштаб внутренних пространств, простота их решения, переход от стоечно-балочной к более функционально-оправданной системе конструкций и др. Интересны с точки зрения современности здания и некоторые технические его решения, например, консольные (нависающие) монолитные перекрытия или редко где еще в Ярославле встречаемые площади остекления здания, или резонаторы Гельмгольца, помимо выполнения своей акустической функции влияющие на интерьер большого зала театра и т.п. |
||||
|
|||||
В
итоге реализации всех этих принципов и приемов современной архитектуры в
экстерьере театра можно наблюдать несколько неупорядоченное с точки зрения
правильной архитектуры расположение стен; а в интерьере театра объемно-пространственную
композицию, плавающие плоскости этажей в которой не привязаны к прямоугольной
системе столбов и перекрытий, а свободно моделируют большие и необычные
пространства фойе. Известно, что указанная особенность экстерьера театра
устойчиво ассоциируется у ярославцев с неугомонным экспериментальным духом
творческого коллектива ТЮЗа, а указанная особенность интерьера, в свою очередь,
формирует представление о наличии в театре площадки для творческой самореализации
не только театральных деятелей, но и – в ответ на их творчество – зрителей.
Таким образом, в пространстве театра утверждаются совершенно иные отношения
актер – зритель, не по принципу антонимичной пары творец – потребитель,
а по принципу синонимии полюсов творец – со-творец. «Театр, - как писал
известный современный архитектор Евгений Асс, - не тайна, не чудо, сокрытое
за занавесом, театр – это мастерская, в которой искусство рождается в результате
сосредоточенной совместной работы актера и зрителя». Кстати, архитектор здания Ярославского ТЮЗа Шульрихтер известен в среде профессионалов как один из основоположников направления в 60-70-х годах в создании новых пространственных решений театральных зданий более свободной и универсальной планировки. Таким образом, зданию ярославского ТЮЗа, и с точки зрения его создателя, предназначена судьба не просто молодежного театра, а культурного общественного центра. Что, в свою очередь, удачно соответствует художественной и социальной программе нынешнего творческого коллектива ТЮЗа и его художественного руководителя. |
|||||
|
|||||
Архитектурно-лирическое
отступление: За сим спешим сказать Шульрихтеру (разумеется, при этом не
забывая непосредственных нынешних виновников всего ниже перечисленного)
«большое спасибо», например, за возможность размещения во внутренних – достаточно
для того обширных – пространствах театра данной выставки или за возможность
созерцать практикуемые в этом театре перемещения зрителей во время театрального
действа на сценическую площадку, а артистов, наоборот, в зрительный зал.
Подобные акции и эксперименты в театрах старой планировки практически невозможны. Однако, здание театра, построенное в середине прошлого столетия, несет на себе и пережитки прошлой эпохи. Например, если такие черты соц-реализма в его архитектуре, как открытость и демократичность внутренних пространств театра и слияние его интерьера и экстерьера за счет больших плоскостей остекления, оказываются актуальны и для нашего времени, то синтез искусств, выраженный в избыточной скульптурной пластике, уже явно устарел. Более того, эта избыточная, не несущая какой-либо насущной информации пластика, как в экстерьере театра, так и в его интерьере определяет собой низкую информационность как внутренних, так и внешних пространств театра, что определяет проблематичность его дальнейшего существования в современном мире. |
|||||
|
|||||
Центр
Помпиду в Ярославле Что такое центр Помпиду? Общественно-культурный центр в Париже, построенный на благотворительные средства президента Франции Жоржа Помпиду. Ультрасовременное - на момент постройки - здание в исторической части Парижа вызвало много споров. Однако, со временем ввиду своей функциональной оправданности и архитектурной выразительности здание стало символом культурной жизни Франции. проект модернизации ТЮЗа Предложенный проект подчеркивает значение театра как культурного общественного центра. В проекте использованы элементы хай-тека: вынесение визуальной информации изнутри театра на улицу. Что соответственно указанным функциям театрального здания, делает его более заметным и, согласно требованиям информационной эстетики XXI века, информационно насыщенным. На данном этапе проект модернизации ТЮЗа предполагает: Акцентирование входа в театр, который в настоящий момент визуально не выделяется. Это предложено сделать по бокам за счет подсвеченных плоскостей с анонсами, идущих в театре спектаклей, а сверху при помощи плазменного экрана, также выполняющего рекламную функцию. |
|||||
Подчеркивание
общей неупорядоченной, отчасти авангардной, объемно-пространственной композицией
театра за счет светящихся неоновых линий, расположенных по граням стен фасада.
В противовес созданию абстрактного барельефа при строительстве театра в 70–80-е годы использование нефункциональных наружных плоскостей под рекламные площади с информацией о премьерах театра. Помимо представленной вниманию публики модернизации внешнего облика ТЮЗа проект на следующем своем этапе предполагает модернизацию интерьера театра. А сущностное преобразование театра в культурный общественный центр, без которого данный проект, возможно, не имел бы смысла, думается, уже началось. Проект модернизации ТЮЗа разрабатывался параллельно с созданием сайта театра. В работе над проектом мы использовали технологии интернет-проектирования. Реальный театр в процессе такой работы становился похож на свою интернет-версию, а виртуальный театр, в свою очередь, сближался с реальным. |
|||||
|
|||||
Реальность виртуальна, Виртуальность
реальна… Концепция проекта сайта театра В диалектическом единстве с концепцией информационно-насыщенного и от того диалогичного экстерьера ТЮЗа находится концепция сайта, воссоздающего интерьер пустого театра, как максимально творческого пространства, открытого для творческого поиска и диалога творцов по обе стороны рампы. Первоначальный вариант представленной на стенде первой страницы сайта изображал пустую сцену, которая в таком случае приобретала значение символа творческой самореализации свободного Человека-Художника в пространстве реальных подмостков – театра или метафорических – жизни. Семён Расторгуев Ольга Орлова
|
Radesign © 2003 | nmaxu@narod.ru | <- ПТАХИ в ТЮЗе | → все архитектурные проекты |